Этот театр можно было бы назвать как “Филармонический театр для детей”. Здесь работают профессиональные музыканты, закончившие консерватории и музыкальные училища.

Создатель театра, его художественный руководитель, директор и режиссер – Алексей Николаевич Устинов вырос в артистической семье. Отец был доцентом Саратовской консерватории, мать – искусствовед, художественный руководитель музыкально – литературного лектория Саратовской филармонии. Обсуждения различных проблем детской филармонической работы слышал с юных лет. Закончил университет и консерваторию. Работал а Саратовской филармонии. Предложили переехать в Череповец, где в 1991 году удалось организовать театр.

Начали работать в маленьком зальчике, который театру предоставили в училище искусств и художественных ремесел. С 1995 года получили собственное помещение – бывший кинотеатр. За несколько лет старое, запущенное здание стало уютным вторым домом для нас и наших зрителей.

Зрителям театра от 2,5 до 10 лет. Многие из них приходят с мамами, папами, бабушками, дедушками. Это тоже зрители театра, а не просто сопровождающие детей взрослые. В театре специальные программы для детей 2,5-3 лет, 4-7 лет, для младших школьников. Каждая программа, кроме основного музыкального игрового спектакля включает “Музыкальную гостиную” (мини-концерт-беседа о музыке, музыкальных инструментах, о детской поэзии), небольшой спектакль кукольного или теневого театров, для которого оборудованы специальные помещения. Как и все театры, Детский музыкальный театр начинается с вешалки, но дальше дети попадают не просто в фойе, а в живой уголок, где живут шиншиллы, сова, кролик, морские свинки, петух, золотые рыбки…

За 9 лет подготовлено 24 программы, в основе которых – игровые музыкальные спектакли. Часть репертуара “работает”, часть находится в “запасниках”. Приведем несколько примеров: П. Хиндемит “Мы строим город”, Р. Бойко “Квартет”, С. Баневич “Опера про кашку, кошку и молоко”, Б. Чайковский “Лоскутик и Облако”, А. Абрамов “Мы ждем весну”, К. Волков “Тук-тук, открой дверь” и др.

Интересная история связана с появлением в репертуаре оперы “Рождественское приношение”. В 1998 году руководителю театра А. Устинову довелось побывать на стажировке в США (штат Миссисипи). Его попросили спеть в церкви, где среди прихожан оказались друзья композитора Джеймса Склейтера. Их познакомили. Они подружились. В знак дружбы композитор подарил А. Устинову свою оперу. Дома он сделал перевод, необходимые сокращения, приспособив спектакль под возможности и особенности театра.

Спектаклям аккомпанируют камерные ансамбли различного состава, использующие следующий инструментарий: скрипка, виолончель, фортепиано, балалайка, домра. Кроме того, артисты-инструменталисты выступают в качестве солистов в “Музыкальной гостиной”. Артисты-вокалисты должны уметь многое: владеть академическим вокалом, сценической речью, способностью озвучивать разнохарактерные роли (Зайчонок, Мышонок, Слон, Волк, Медведь…), уметь танцевать, водить кукол, управлять фигурками в театре теней, играть на различных музыкальных инструментах.

Все артисты имеют базовое музыкальное образование (пианист, дирижер хора, вокалист и др.), а весь необходимый комплекс умений приобретают непосредственно в театре. Таких людей находить очень трудно. Некоторые пришли и ушли. В театре работают те, для кого Детский музыкальный театр стал судьбой.