Печать

После эпидемии чумы в 1358 г. жизнь на берегах Шексны и Ягорбы замерла, местность по-видимому обезлюдела. Начало появления здесь новых строений передано красивой легендой. Предание гласит, что плыл по реке Шексне в Белозерск купец с товаром. Близ устья Ягорбы вдруг сделалась днем такая тьма, что все - и берега реки, и лес, исчезло с глаз. Лодка с товаром села на мель, в испуге стал купец усиленно молиться.

Вдруг представилось ему чудное видение: находившаяся вблизи этого места гора ( Соборная горка) была как бы в огне, а из-за неё по долине Ягорбы исходили лучи света, указуя безопасный путь. Снялся купец с мели, поплыл к огненной горе и взошел на нее. Открылась перед ним природная красота: увидел он низменность, поросшую густым лесом, причудливые изгибы Ягорбы, серебряную ленту Шексны и беспредельные леса до самого горизонта. Ознаменовав это место поклонным крестом, покинул купец этот край, а через год вернулся, привезя с собой большую икону Воскресения Христа. На горе он устроил часовню, от которой прорубил просеку к церкви села Федосьево.

Документальные свидетельства позволяют утверждать, что около 1362 г. на Соборной горке преподобными Феодосием и Афанасием была основана пустынь в честь Св. Троицы и Воскресения, с середины XV в. в исторических источниках именовавшаяся Воскресенским, “на Череповеси”, монастырем, находящимся на особой ступени среди прочих обителей. Афанасий и Феодосий были иноками Троице-Сергеевой Лавры, учениками Сергия Радонежского. Существует версия, что Феодосий и был тем легендарным купцом, принявшим постриг после памятных событий. Об Афанасии известно только, что он устюжанин, подвизался как юродивый, носил железный посох для смирения плоти. Древних икон с их изображением не сохранилось. Официально к лику святых они не причислены. После смерти были погребены в Череповецком Воскресенском монастыре.

В течение 200 лет монастырь являлся домовым митрополичьим, затем патриаршим, в XVIII в. перешел в собственность Синода. Главным послушанием монахов и крестьян монастырской вотчины считался ёзовый лов рыбы: осетра, стерляди, нельмы, белорыбицы и отправка её в Москву. В XV-XVIII вв. духовная жизнь монастыря была особенно высокой. Среди его постриженников в это время числились святые преподобные Севастиан Пошехонский и Сергий Шухтовский, насельником обители был святой преподобный Макарий Унженский. На 200 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря, в 1449 г. Воскресенский монастырь был возведен на степень архимандрии.

Основные постройки монастыря были деревянными и неоднократно уничтожались пожарами. В период Смутного времени в 1610, 1613 и 1618 годах монастырь подвергался грабежам и разорению со стороны польских и литовских отрядов, разбойничьих шаек. Не смотря на разорения в 1721 г. началось строительство каменного собора, однако его сооружение монастырю оказалось не под силу. Только в 1752 г. была освящена первая каменная Воскресенская церковь. В 1758-1761 гг. рядом с ней построили теплую Троицкую церковь. Однако, начавшийся после Смутного времени упадок Череповецкого Воскресенского монастыря не удалось преодолеть. В 1764 году в ходе секуляризации церковных земель Екатериной II монастырь был упразднен. Церкви были превращены в приходские, а крестьяне получили статус государственных казенных. В конце XVIII в. жители края успешно занимались торговлей и ремеслами.

В 1777 г. императрица Екатерина II подписала представленный новгородским губернатором графом Я.Сиверсом именной указ об учреждении в Новгородском наместничестве “при устье рек Суды и Ягорбы” города Череповец “для пользы водяной коммуникации” и приписании к нему уезда.

В новоучрежденном городе проживало 538 человек. План регулярной застройки г.Череповца утвердили в 1782 году, с делением территории города на 46 кварталов, образующих 24 улицы, центральной из которых стал Воскресенский проспект.

В начале XIX в. развитие Череповца оказалось связано с открытием и функционированием Мариинской водной системы (будущего Волго-Балта). Искусственная водная магистраль, соединявшая бассейн Волги с Балтийским морем, была задумана Петром I,.

По его приказу состоявший на русской службе “водных дел мастер” шотландец Джон Перри произвел разведку в Прионежье и начал строительство двух каналов: по Шексне (Ковжа-Вытегра) и Мологе (Чагодоща-Тихвинка). Так наметились будущие Мариинская и Тихвинская водные системы. Однако, при жизни Петра идее соединения р.Волги с Балтикой не суждено было осуществиться.

Строительные работы по сооружению крупнейшего канала начались только в 1799 г. Часть денег на строительство выделила императрица Мария, супруга императора Павла I, из средств отпускаемых казной на благотворительные цели и сиротские дома, над которыми она шефствовала. В честь императрицы новая водная система позже получила наименование Мариинской.

Строительство системы продолжалось 11 лет. Навигация открылась 21 июля (по ст. стилю) 1810 г. Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, созданное на целый век раньше Панамского канала. К моменту пуска на системе было возведено 30 деревянных шлюзов Время следования судов от Рыбинска до Петербурга равнялось 110 суткам. Протяженность Мариинской водной системы была 1145 км.

Череповецкие купцы, в большинстве своем вышедшие из крестьян, получили возможность вести крупную оптовую торговлю, участвуя почти во всех российских ярмарках. Развитие судоходства способствовало активному притоку активному притоку капиталов. В середине XIX в. преимущественными занятиями населения города Череповца становятся судостроение, судовождение, проводка барок “мариинок”, “белозерок” и “тихвинок”. Барки – грузовые несамоходные суда, были преобладающим типом судов, ходивших по мариинке. Они буксировались с помощью людской, конной, позднее туэрно-цепной тяги. С 1830 г. появились первые пароходы.

На р.Шексне пароход “Смелый”, открывший пассажирскую линию Череповец-Рыбинск, начал ходить в 1860 г. Его владельцами были братья Иван и Василий Милютины. Череповецкая фирма “Торгового пароходства братьев Милютиных и К” с 1860-х годов превратилась в одну из крупнейших кампаний Мариинской системы. Непосредственно с её развитием связано открытие череповецкой гавани, дока для ремонта судов, городской пристани, механического судостроительного завода.

К середине XIX в. наметился рост материального благополучия города. Этому в немалой степени способствовала деятельность И.А. Милютина на посту городского головы.

Деловые люди Череповца всегда проявляли инициативность и любознательность. В августе 1866 года, когда в Россию прибыла американская эскадра с посольством во главе с капитаном Фоксом, череповецкие купцы снарядили делегацию для ее встречи. отдавая посланнику, испеченный в их городе ситный хлеб, члены делегации объяснили, что он имеет особенность сохранять свою пышность, как бы сильно его не сжимали. Глава американской миссии был растроган этой встречей. До сих пор в фондах Череповецкого музея хранится национальный флаг США с автографом американского гостя. Обмен товарами был традицией. В 1893 году изделия череповецких промышленников и кустарей были представлены на выставке в Чикаго.

В 1895 г., город получил в подарок музей древностей, один из старейших в России, составленный благодаря трудам ученого-краеведа Е.В. Барсова,

Во второй половине XIX века на мариинке строились новые шлюзы, углублялись русла рек, испрямлялся фарватер, совершенствовались типы судов. Эти мероприятия были призваны увеличить пропускную способность системы. Особенно значительной реконструкции водный путь подвергся в 1890-1896 гг. И.А. Милютин принимал участие в разработках проектов по реконструкции водного пути, шлюзованию порожистого русла р.Шексны. Ему, как члену комитета по совершенствованию Мариинской водной системы Министерства путей сообщения России принадлежит ряд статей и докладов на эту тему. В 1903 г. по Шексне прошло нефтеналивное судно “Вандал” с двигателем внутреннего сгорания – первый в мире теплоход. В начале ХХ в. грузооборот Мариинской водной системы увеличивался, а стоимость перевозок снижалась. В 1910 г. через 39 шлюзов магистрали, 4 из которых уже были каменными, пропускались суда грузоподъемностью до 51 тыс. пудов. Время следования от Рыбинска до Петербурга уменьшилось до 30-50 суток. Значение Мариинской водной системы по-прежнему оставалось высоким.

В 1905 г. через Череповец, благодаря хлопотам И.А.Милютина и местного купечества, стала проходить железная дорога Вологда-Санкт-Петербург, затем был построен железнодорожный вокзал с часовней Святителя Николая, покровителя всех плавающих и путешествующих, единственной путевой действующей часовней в России, сооруженной на средства игумении Леушинского монастыря Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадтского, много раз бывавшего в Череповце.

В начале XX в. город располагался в четких границах городского вала, шедшего по ул. Загородной (ныне ул. М.Горького) и ул. Заводской (в настоящее время - ул. Комсомольская).

Пережив период военных и революционных потрясений первой четверти ХХ в. Череповец вступил в полосу интенсивного экономического роста, основы которого были определены его местоположением – стыком водных и железнодорожных путей. Государственные программы предвоенных пятилеток по развитию на Северо-Западе России металлургической базы и глубоководной транспортной системы не могли не учитывать выгодности экономического расположения Череповца.

Решение о строительстве металлургического комбината в Череповце было принято накануне Великой Отечественной войны. По замыслу академика И.П.Бардина, завод решили строить не “на руде” (Кольский полуостров), и не “на угле” (Воркута),

а на пересечении железно-дорожных и водных путей в более мягком климате. Тысячи заключенных были свезены в Заполярье на строительство шахт, в Череповец на строительство дорог и площадок. Первые котлованы были вырыты в 1939 г. Однако масштабное строительство развернулось с конца 1940-х годов. Семь лет стройка не рекламировалась прессой. Только накануне пуска газеты заговорили о мощи завода. Первый чугун был получен 24 августа 1955 г. на мировом рынке он сразу же произвел сенсацию из-за стабильного химического состава и незначительного содержания вредных примесей. К началу 1960-х годов завод покончил с убытками, а в 1962 г. получил первую прибыль. К 1970-1980 гг. Череповецкий металлургический комбинат стал крупнейшим в нашей стране. В начале 1990 годов он был преобразован в Акционерное общество “Северсталь”, пережив структурную перестройку успешно конкурирует на мировом и отечественном рынке.

В середине 30-х годов государственные проектные организации начали разработку строительства новых глубоководных сооружений. В 1933 г. вступил в строй Беломорско-Балтийский канал. Вопрос о строительстве Волго-Балта впервые был поставлен в 1939 г., война помешала этим планам. Строительство началось в начале 1950-х годов, а к началу 1960-х Волго-Балт был внесен в список первоочередных новостроек. Особенно значительные работы развернулись с 1960 года. 15 июня был введен в строй Череповецкий гидроузел. Первые суда пошли по Волго-Балту в начале июня 1964 г.

Магистраль представляла собой двухсторонний каскад из 5 гидроузлов. Череповецкий гидроузел, находился на южном склоне пути в 50 км от Череповца. Благодаря строительству Волго-Балта были созданы условия для круглогодовой работы на внутренних водных путях судов смешанного типа плавания (“река-море”). Грузоподъемность этих крупнотоннажных теплоходов, обладающих мореходными качествами, около 5 тыс тонн. На водном пути грузы перевозятся без перевалки. Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах, а также ведется сквозная буксировка плотов. резко возросла скорость перевозок (Череповец - Санкт-Петербург – 2-3 суток, вместо 10-15 до строительства магистрали). К началу 1990 годов Череповец располагал тремя мощными речными портами.

Сегодня Волго-Балтийский водный путь имеет очень важное значение и как межбассейновое соединение, обеспечивающее связь водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Черному и Азовскому морям. Благодаря Волго-Балту, г. Череповец стал “портом пяти морей”. Это открывает неограниченные возможности для экономических и культурных связей как внутри


Авторы текста Вержбицкая Т. А., ст. научн сотрудн. Исторического музея, Павлова О. Г. , зав. Историческим музеем. Ответственная за сбор материала Задорожнюк Т. Г.