Печать

Череповец расположен на Северо-западе Российской Федерации на берегах рек Ягорбы и Шексны при их слиянии и впадении Шексны в Рыбинское водохранилище. От Москвы его отделяют 620 км, от Санкт-Петербурга – 475. Сравнительная близость к столичным российским городам и наличие развитой транспортной сети превратили Череповец в крупный промышленный центр.

Герб Череповца был утвержден 22 марта 1811 г. императором Александром I и восстановлен 9 февраля 1991 г. Череповецким городским Советом народных депутатов.

В современных условиях к традиционным символам герба можно было бы добавить и якорь, и изображение тепловоза, и контуры авиалайнера или автомобиля. Мощная транспортная сеть города очень разнообразна. 108 млн. тонн грузов – такова общая пропускная способность череповецких транспортных артерий.

На цветной карте России пространство вокруг Череповца окрашено в синий цвет: город, имеющий 3 речных порта, расположен на Волго-Балтийском канале. В течение 6 месяцев навигации из Череповца грузы отправляются в порты Балтийского, Средиземного, Черного, Каспийского и Белого морей. У череповецких причалов швартуются вместительные универсальные суда типа “река-море”. Особенно удобно Балтийское направление, путь до портовых городов Балтийского моря занимает трое суток. В зимнее время года, когда реки замерзают, основная часть перевозок возлагается на железную дорогу, грузооборот которой составляет до 18 млн. тонн в год. Менее развито воздушное сообщение. Аэропорт Череповца осуществляет в основном пассажирские перевозки.

Современный Череповец являет собой перекресток многих торговых путей, что создает благоприятные условия для успешного ведения бизнеса как внутри страны так и за рубежом. В городе более 30 промышленных предприятий. Крупнейшее из них – металлургический комбинат ОАО “Северсталь”, выпускающий чугун, сталь, прокат, кокс, эмальпосуду, корпусную мебель. Общий объем валовой продукции оценивается в 980 880 000 млн. руб. Символично, что металлургический завод-гигант находится в том месте, которое еще в 15-17 вв. славилось железоделательным и кузнечным промыслами. В заболоченной местности череповецкой округи, называемой Железным полем, исстари добывали руду и получали кричное железо. При Иване грозном ковали мечи и копья, при Петре I – якоря и корабельные цепи, отливали пушки и ядра. Со времен Петра существовала острая необходимость производства большого количества железа для металлообрабатывающей промышленности Петербурга. Однако строительство мощной металлургической базы на Северо-западе России началось только в ХХ веке. По проекту академика Бардина в Череповце был построен металлургический завод не на “руде” (Кольский п-ов) и “угле” (Воркута), а на пересечении железной дороги и водных путей, в более мягком климате. Имя Бардина носит технический лицей и улица, соединяющая берег Шексны и центральную проходную металлургического комбината. Премия им. Бардина вручается выдающимся металлургам.

Крупнейшими предприятиями металлической и химической промышленности являются АО “Сталепрокатный завод”, выпускающий прокат, трубы, проволоку, стальную сетку, гвозди, инструменты; АО “Азот”, производящий аммиак, селитру, карбамид и АО “Аммофос”, обеспечивающий производство фосфатных удобрений для 70 регионов страны. Пищевая промышленность представлена разнообразной продукцией мясного и молочного комбинатов, кондитерской фабрики, хлебозаводов, АО “Русский бисквит”.

Как и во многих промышленных городах улицы Череповца названы в честь представителей рабочих профессий – Металлургов, Строителей, Химиков, Водников, Сталеваров, Доменщиков. Представители этих профессий составляют большинство населения города.


Авторы текста Павлова О. Г., зав. Историческим музеем, Вержбицкая Т. А., ст. научн. сотр. Исторического музея. Ответственная за сбор материала Задорожнюк